Тема урока: Словесное действие на материале «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Цели: Обучать анализу произведения и формировать умение характеризовать героев, учить выразительному чтению; развивать мышление, память, внимание, речь, творческие способности детей, обогащать их словарный запас; воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, к чтению, к книге.
Оборудование: Тексты сказки, тетради, карандаши.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент
- Сообщение цели занятия.
— Сегодня мы продолжим работать над «Сказкой о золотом петушке» А.С. Пушкина. Мы будем учиться художественному чтению отрывков из этого замечательного произведения, познакомимся с понятием «словесное действие».
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастики.
— Большую часть урока мы посвятим выразительному чтению. Важное условие культурной речи-хорошая дикция, поэтому начнём занятие с артикуляционной гимнастики.
Упражнения для губ, языка, челюстей.
Упражнения для правильного дыхания:
а) «Свеча».
б) «Насос». (с)
в) «Пульверизатор». (ф)
4. Речевой тренинг.
Работа со скороговорками. Произнесение согласных звуков: «п-б», «к -г- х», «р».
1.Купи кипу пик.
2. Бык тупогуб , тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
3.На реке поймали рака. Из- за рака вышла драка. Это Ромка-забияка снова в реку бросил рака.
5.Выразительное чтение детьми отрывков из «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина. Работа над характерностью героев.
— На предыдущих занятиях мы уже учились художественному чтению отрывков из сказки. Дома вы учили их наизусть. Давайте кратко вспомним героев сказки.
-Каким представляет Пушкин царя Дадона? Петушка? Звездочета?
-Опишите характер каждого.
-Кто из этих героев положительный? Кто отрицательный?
Словарная работа:
Тридевятое царство, тридесятое
государство – в русских сказках: очень далёкая страна, земля.
Помога – помощь.
Лихие гости – посторонние люди, причиняющие вред. Здесь: разбойники,
завоеватели, недруги и т.д.
Рать – войско.
Ратные – военные.
Звездочёт – предсказатель, гадающий по звёздам.
Сарачинская – сарацинская – от сарацин – араб, мусульманин. «В сарачинской
шапке белой» — в шапке мусульманина
Коль – если.
Инда – иногда
Рать – войско
Я предлагаю выразительно прочитать отрывки из этой сказки.
6. Анализ художественного чтения. Работа над выразительностью.
Проверка правильного расставления логических ударений и пауз, правильного интонирования знаков препинания.
Введение понятия «словесное действие».
Исправление недочётов словесного действия путём повтора художественного чтения соответствующих отрывков за педагогом.
7. Итог урока.